Древняя Анапа - настоящая история Причерноморья

   Предлагаемая к прочтению работа, показывает совершенно другой взгляд на уже известные факты, представленные в официальных источниках по древнейшей истории. Данный анализ отражает логическую цепь событий не со стороны историков Эллады, а с позиции народа, населявшего этот регион и сложившего богатую культуру и свою систему государственности. Как не парадоксально звучит, эта точка зрения со стороны славян, к которым относится большинство племён и родов этого края.

   Нельзя рассказать о древней Анапе, не касаясь народов населявших в древности территорию Кубани, Таманского полуостров, Северного Причерноморья и в целом Южно-Русских степей. Народы индоевропейской группы прямые потомки Ариев, мигрировавшие с севера во все части света, имели общую культуру, традиции, язык и вероисповедание. В одном из древних арийских языков анатолийской группы слово «гимра» – это степь. Кимры или киммерийцы – это степняки, народ Волго-Уральской группы. Этот народ расселился по всему Северному Причерноморью еще во II-ом тыс. до н. э. У них (кимров) процветало земледелие, скотоводство, была развита металлургия бронзы и железа, изготавливалось лучшее на то время оружие, о чем свидетельствуют раскопки знаменитого Майкопского кургана. В 705 г. до н.э. кимры разгромили ассирийцев, где в битве погиб грозный царь Ассирии Саргон II. В 676-674 гг. до н.э. обрушились на Фригию, после чего это государство прекратило своё существование. А в 654г. до н.э. одолели Лидию и присоединили эти территории к «царству Гимир». Также киммерийцы совершали набеги через Босфор на греческие города. Используемая ими тактика – атака высокоманёвренными конными стрелками, Востоку была ещё неизвестна. «Велесова книга» сообщает: «Были киммерийцы также отцы наши, и они римлян потрясали, а греков разметали как испуганных свиней». (В переводе II-.6е). Ближайшими родственниками их были скифы, а западнее - кельты. Но скифами их называли римские и греческие историки, на Западе же их звали склавины. Самоназвание «сколоты» (от слова «коло» т. е. круг, замкнутый процесс, т.к. были они солнцепоклонники).
   Бог солнца – Ра, отсюда Радость (Ра достал, светлое чувство), Радуга (световая дуга по В.И.Далю), Радушие (светлая душа) и т.д.
   В начале I-го тысячелетия границы Великой Скифии простирались от Дуная до Балтики и от Алтая до Индии. Академик Рыбаков подтверждает, что в XI-III в. до н.э. существовала единая «лужицко-скифская» культура от Балтики до Причерноморья. (Ш)
   Поскольку официальная история дробит единый народ на разрозненные племена, следует пояснить значение слова «племя» (киммерийцев, либо скифов, либо других народов). Так называемое «племя» - есть родовое ответвление какого-либо народа имеющего глубокие исторические корни и населяющего о территорию, которая могла бы приравниваться к территориям современных стран. А летописцами эти племена именовались в основном по названиям местности или по именам правителей, или именем нарицательным на языке соседних народов. Поэтому часто в разных летописях один и тот же народ-племя называется по разному. Достаточно часто встречаются ещё три термина – это аборигены, варвары и кочевники. Аборигены – А-БОРИ-ГЕНЫ – А (отрицательная частица) БОР - (северный), ГЕНЫ. т.е. «не имеющие северных генов», местные народы другой расы не арийского происхождения. (Ш) Слово «варвар» имеет не одно значение. «АР» у Ариев – это земля (ар – сотка 0,01га, гектар – 100 соток, аршин и т. п.):

     1. Боевой клич народов арийского происхождения Т- ВАР В-АР - подземные силы Т-ьмы (Т-вар-ей), обратно в землю (в ар) загоним. Жест –сжатый перевёрнутый кулак с отогнутым большим пальцем, направленным в землю.

     2. Второе значение: От земли, произошедшие и живущие в земле (АР В АР), а точнее в камне. Высшее сословие арийских жрецов, а правильнее волхвов (посвященных), в то время пребывали не в скитах, а в природных каменных укрытиях, т. е. в пещерах. Люди приходили к «возвышенным» узнать судьбу или долю народа, или свою, отсюда и ДОЛЬ – МЕН - доля человека.

     3. Для уничижения значимости высокоразвитых народов индоарийской группы силами тьмы в значение слова «варвары» был вложен смысл дикости и отсталости. Горько осознавать, что русские историки приняли этот смысл по отношению к своим прародителям. (Ш) « Кочевники»- трансформированное - кошевники. Кош - это стан (временный лагерь) боевого отряда. У казаков выступавших в поход были специально кошевые атаманы. Боевые ударные отряды сословия воинов всех народов арийского происхождения назывались кошевники. Вслед за ними осваивали новые территории их сородичи. Естественная миграция более сильных и развитых народов в основном происходила из степей Южного Урала и Средней Азии, но это не было жестоким порабощением других народов, поскольку исторические корни и вера у них были одинаковые. Таким образом, во II, I-ом тысячелетии до н.э. на территории Северного Причерноморья создавалась единая этнополитическая система. Весь народ кочевать не мог, т.к. нужны были пункты зимовки скота, в летнее время заготовки кормов, железоплавильни, кузницы и ремесленные мастерские.

   …мешались обычаи, боги, жёны.
   Народ вливался в народ.
   Где победивший, где побеждённый,
   Никто уже не разберёт.
   Копнёшь язык и услышишь нередко
   Отзвуки чужих фраз.
   Семью копнёшь и увидишь предка
   Непостижимых рас.

       Илья Сельвинский


   Во многих древних текстах, манускриптах Индии, Ближнего Востока, Египта говорится: «…пришли с Севера высокие люди-боги со светлыми волосами и голубыми глазами. И несли они знания …». То же повторяется в мифах и легендах. Так греческий поэт Гесиод, живший в VIII-ом веке до н.э., рассказывает, что Геракла обучал стрельбе из лука скиф Тевтар. Прометей, распятый на скале Кавказках гор за то, что нёс людям «огонь знаний», также был героем греческих легенд. Деяния же своих сородичей греческие мифы раскрывают не в лучшем свете. Легендарные путешествия эллинов выглядят, по сути, обычными пиратскими рейдами. То Орест отправляется в Крым, чтобы выкрасть святыню тавров Артемиду Таврополе, то аргонавты похищают в Колхиде Золотое Руно, то Одиссей с меркантильными интересами бороздит скифские воды. Поэтому на гостеприимство эллинам рассчитывать не приходилось и назвали они берег негостеприимный – Понт Аксинский, взяв все-таки за основу скифское название моря «Ахшайна» (Черное). Удивительно, что такое же греческое судно выбрано как символ на флаг современной Анапы. (Ш)
   В I-ом тысячелетии скифы на побережье Чёрного моря ведут строительство городов-портов для расширения торговли. В VII-ом веке до н.э. в устье Днепра (Борисфена) развивается Ольвия («счастливая»), архитектура домов чисто в скифском стиле. Гекатей Милетский (VI век до н.э.) упоминает о скифском городе Керкинитида (ныне Евпатория) на западе Таврии. Близ современного Севастополя в начале I-го тысячелетия строится Херсонес Таврический. Само название города восходит к культу бога солнца скифов и славян - Хорсу. Столицей тавроскифского государства был Неаполь (Новый город) Скифский (ныне Симферополь). В 530 году до н.э. скифский царь Агаэт выделяет на восточном берегу Таврии (Крыма) земли для строительства города Пантикапей (ныне Керчь), впоследствии ставшего столицей Боспорского царства. Об этом сообщает греческий писатель Стефан Византийский. Позже в состав Боспорского царства вошли города Киммерик и Сурож (название от древнеславянского звёздного пути – Сурьи), основанные значительно раньше. По соседству с таврами вокруг Меотиды (Азовского моря) жили скифы-меоты. Крупным культурным центром у них был город, стоящий в низовьях Дона – Танаис (близ нынешнего Ростова). А по реке Гипанис (ныне Кубань) расположилось синдское государство со столицей городом Синд. Как сообщает Плиний Старший (I век н.э.): «Синдская Скифия – самостоятельное государство». Помпоний Мела добавляет: «В земле синдов самими жителями основан город Синд». Исследователи-лингвисты указывают на прямую связь: винды (позднее венды, позднее венеды) у Балтийского моря, синды (а по утверждению украинских историков синды также проживали и в устье Днепра) у Чёрного моря и Индия – Индийский океан, имеют общий корень «инд» (на санскрите это означает «далекая, большая вода»). Народы индоевропейской группы расселялись именно в этих трёх направлениях. Напрашивается вопрос: « далёкая от чего, от какого центра?» Говоря о древних народах населявших Северное Причерноморье необходимо отметить что язык, отличающийся только диалктами, кульура, традиции, вероисповедание в основном у них были общие, хотя исторические источники дают нам разные названия этих народов. Археолог П.Н. Шульц, занимаясь раскопками Новгорода Скифского, пишет: «В склепах скифского некрополя были обнаружены высокохудожественные росписи с изображением бородатого скифа в сапогах и шароварах, в широкополом кафтане с откидными рукавами, играющего на лире…» Согласитесь, что изготовление рубах, штанов, кафтанов и сапог со шнуровкой требует, куда большего мастерства и изобретательности, чем сшить на живую нитку тунику и привязать к ногам сандалии. Вспоминается А.С. Пушкин: «…торговали соболями, черно-бурыми лисами…»(и куницей, и бобрами - от автора). (Ш)
   Традиция курганных захоронений существовала вплоть до новой эры от Алтая до Балкан, чего не было ни у персов, ни у римлян, ни тем более у эллинов (да и не могло быть в связи с горными ландшафтами Средиземноморья и каменистыми почвами). Обычай укладывать при захоронении помимо золотых и серебряных высокохудожественных изделий (обычно в «зверином стиле») ещё и оружие, подтверждает тот факт, что наши предки ценили его и знали, как им пользоваться. Даже сейчас Азовсталь, Запорожсталь, на Кавказе – Рустави, на Южном Урале – Магнитогорск (Синташтская страна городов, Аркаим), говорит о том, что скифы знали, где брать железную руду и древесный уголь, необходимый в металлургии. Знаменитые раскопки близ станицы Келермесской и Костромской подтверждают, что в начале 1-го тысячелетия наши предки плавили не только железо, но и сплавы. А где же брали оружие эллины, если рудники у них только в Аттике, да и те лишь медные? И снова А.С. Пушкин: «… торговали мы булатом, чистым серебром и златом». Древние авторы признавали, что скифы были лучшие воины того времени. В 614г. до н.э. под ударами скифов пала Ассирия, несколько веков наводившая ужас на всех соседей. Прекратило свое существование в VI в до н.э. мощное государство Урарту в Закавказье. Скифы вторглись в Сирию и Палестину, дошли до границ Египта, где фараон Псаметих I с трудом откупился от них. В 512-ом году до н.э. персидский царь Дарий I объявляет скифскому царю Идантирсу войну, решив завоевать Северное Причерноморье и с 700-тысячным войском переправляется через Дунай. Скифы его заманили вглубь страны до Днепра, сжигая перед ним траву и засыпая колодцы, вывозя все продукты и население, а потом полностью уничтожили измученное и голодное войско. Самому же Дарию удалось бежать с горсткой телохранителей. В 332-ом году до н.э. Александр Македонский, покорив Персию, направляет своего полководца Зопириона для захвата Северного Причерноморья. О подробностях этого похода исторических справок нет, т.к. все войско сгинуло до последнего человека. самого же Алексадра сильно потрепали сородичи скифов в Средней Азии так, как, перейдя Сырдарью, он быстро повернул обратно. Греческий историк Геродот пишет о скифах « Они устраивали так, что никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством…».

   Но вернёмся в древнюю Анапу. Геродот в V-ом веке до н.э. упоминает: «…город Синд находится на берегу моря…», позже греческий писатель Арриан уточняет месторасположение: « 540 стадий до Пантикапея (это 96км до Керчи) и 280 стадий до города Баты ( это 51км до г. Новороссийска). В Государственном историческом музее хранятся серебряные монеты с надписью «Синдон» Vв. до н.э., по оценке специалистов, очень высокого качества изготовления. Примечательно, что монеты высокого качества чеканились из серебра, а не из бронзы и письменность у синдов уже существовала. Это говорит о том, что уже в V веке до н.э. синдское государство было богатое и развитое. На обратной стороне монеты - изображение Геракла, натягивающего лук. По легенде, только один человек мог согнуть лук Геракла и натянуть на него тетиву – это его сын, которого звали Скиф. (Мифологический словарь, 1993г.). На другой монете изображена сова с раскинутыми крыльями. Сова в древности у славян символизирует женское начало как Матерь Сва - богиня Лада. Скилакс(521-485гг. до н.э.) сообщает: «По стране синдов следующие города: Баты(ныне Новороссийск), Аборака(х. Разнокол – Семибратнее городище), Корокондам(устье Кубани), Гермонасс(ныне Тамань), Фанагория (ст. Сенная), Патус, Кепы». По всей вероятности входил и Танаис (устье Дона), так как северо-восточные границы Синдики нигде не зафиксированы. Ведь адыгейцы - черкесы считают своими предками киммерийцев, синдов и меотов.
   В это время на Боспоре Киммерийском развивается и распространяет своё влияние Пантикапей, объединяющий города побережья в Боспорское царство. В 438 году до н.э. в Пантикопее от династии Архенактидов, правящей 42 года, власть переходит к династии Спартокидов на три столетия.
   Изучая историю, древней Синдики и Боспорского царства, во всех исторических источниках читаем, что все Причерноморские города являлись колониями греков. Звучит это не логично. Могли ли греки завоевать скифские земли, если военные походы с обложением данью в Малую Азию для славян были традиционны вплоть до походов на Византию князей Киевской Руси? Кроме того, исторических данных о военных походах греков в Северное Причерноморье нет ни в одном из источников. Допустить к управлению городов греков, правящие династии скифов, а позднее сарматов также не могли, поскольку те были иноверцами. «Велесова книга» сообщает: «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали приходить греки на наши торжища» (в переводе,III 8/3). Исследователь древней истории черкесов - адыгов С.Х. Хотко, обобщая материал о заселении народами побережья, отмечает и торговые поселения греков. В основном эти поселения строились близ городов в устьях рек и обносились стенами, так как для местного населения они оставались инородцами. Поэтому такие поселения, построенные по разрешению местных правителей для коммерсантов и мореходов греков, понятней было бы называть резервациями, а о колонизации греками скифских городов и тем более побережья (в смысле надиктовки своих интересов и правил) говорить, по меньшей мере, недозволительно. (Ш)
   В исторических источниках встречается термин «города полисы». «Полия» - торговое место, площадка, территория с торговыми складами. Причиной развития полисов послужило «отделение ремесла от земледелия», переход к широкому обмену товаров. (БСЭ).
   Почему же греческие историки, географы, писатели рассказывают нам, как мы должны воспринимать свою историю?
   В 1829 году после вооруженной борьбы против Оттоманской империи было провозглашено Греческое королевство. (Весь мир. Энциклопедический справочник. Минск 1993). Ни на одной карте мира до 1829г вообще нет страны с названием Греция. (Ш)
   Греки (самоназвание – эллины) нация основного населения Греции. Происходит от древних эллинов, смешавшихся позже с поселенцами южных славян и албанцев. (Энциклопедический словарь,1963).Эллинами и эллинистами назывались иудеи, расселенные между греками и усвоившие их понятия, и обычаи (Церковно-исторический словарь,1889). Эллинисты – евреи из стран языческих (Краткий церковно-славянский словарь,2003). Эллины – евреи-язычники, почитающие за верховного бога Эла или Элохим (И.Ш. Шифман «Ветхий Завет и его мир").

   Богатейшая история высокоразвитого народа, населяющего территории нашей Родины от Балтики до Тихого океана, начинающаяся с III тысячелетия до н.э., умышленно замалчивается. К великому сожалению, «научно обоснованные» трактаты историков опираются только на источники эллинов, составленные в основном со слов соплеменников, не утруждая себя посещением описываемых мест. Так Гекатей Милетский (V в до н.э.) признавался: «Я описываю все, так как мне кажется правильным, потому что многочисленные рассказы эллинов смешны, на мой взгляд». «Отец истории» Геродот описал все народы, обычаи их, веру и родословную правителей от Балтики до Южного Урала, по всей вероятности, не пересекая Черного моря.
   Возвращаясь к синдо-меотам, читаем «научного» Геродота: «Эллины в сражении при Термадонте (это Южное Причерноморье) победили амазонок.» (Месторасположение легендарной страны амазонок эллинами не определено, называется и Малая Азия, и Закавказье, и Меотида, и степи Дона.) « Отплывая к себе обратно на трёх судах, забрали с собой пленённых амазонок. Те по дороге изрубили эллинов на куски, но поскольку они не умели управлять судами, по воле ветра прибыли к Кремнам на Меотийском озере к земле свободных скифов. Сойдя с судов, амазонки захватили первый же табун лошадей и начали грабить скифов…» Отсюда возникает вопрос:
   Как могли проигравшие сражение, пленённые, то есть связанные, безоружные амозонки изрубить на куски своих победителей?
   Как могли женщины-воины, выросшие на берегу моря не уметь управлять судами?
   И зачем амазонки стали бы грабить своих сородичей, то есть отцов и братьев?
   Ответ прост – мифическая «страна» амазонок это не скопище кровожадных воительниц, а образ жизни и воспитания скифских девушек. Ярким примером тому является Тиргитао – жена Синдского царя Гекатея, о котором нам рассказывает Полиен (II в. н.э.): (Ш)
   «Боспорский царь Сатир I (439-389гг. до н.э.) вмешивается во внутренние дела Синдики, желая укрепить позиции Синдского царя Гекатея. Выдавая за Гекатея свою дочь, приказывает ему убить его жену Тиргитао, меотиянку по происхождению. Гекатей заточил её в крепость, но Тиргитао обманула стражу и сбежала. Скрываясь от погони, она несколько дней добиралась до своих родственников. Собрав соплеменников, Тиргитао начинает войну против Сатира и Гекатея и во время набегов не раз опустошает Синдику. Сатир посылает к Тиргитао двух убийц, якобы ищущих у неё защиты. Но покушение не удалось, так как Тиргитао смогла отразить нападение и шпионов схватили. После чего война вспыхнула с новой силой. Лишь после смерти Сатира I его сыну Горгиппу с трудом удалось уговорить Тиргитао с помощью богатых даров прекратить войну».
   Таким образом, амазонка «в отставке» явила собой пример смекалки, организаторских способностей и воинского мастерства. (Ш)
   Видимо эти события в середине IV в до н.э. положили начало городу уже как Горгиппии. И в конце IV начале IIIв до н.э. Горгиппия, да и все города побережья оживлённо развиваются. Развивается также и сельскохозяйственные районы, что подтверждают археологические раскопки близ п. Джемете, х. Воскресенский и х. Красный Курган. Обнаружены остатки каменных домов, стоящих на расстоянии 30-50м друг от друга, металлические орудия сельхозпроизводства. Выращивались сады и виноградники. На монетах V в до н.э. чеканили гроздь винограда, а с виноделием наши пращуры были знакомы ещё за долго до I тысячелетия. В черте города Горгиппия были обнаружены 6 больших виноделен с ёмкостью цистерн, с механическими прессами, объемы производства вина рассчитаны для торговли (сообщает нам археолог И. Т. Кругликова). Хотя Гиппократ (V в до н.э.), уличая скифов в варварстве, пытался доказать, что носить штаны, скакать верхом и пить вино неразбавленным – вредно для здоровья. Ещё одно из развитых промыслов было рыболовство и соление рыбы. В 1960 году на берегу моря в Анапе найдены остатки рыбозасолочных ванн. Страбон сообщает о крупных размерах осетровых, вылавливаемых в Меотиде и Боспорском проливе. Полибий писал, что соленая рыба, привезённая из Северного Причерноморья в Рим, считалась там предметом роскоши. (Ш)
   Но главным экспортным товаром был хлеб. Плодородные земли Кубани, Дона, Днепра, Южного Буга и развитое земледелие не только развивали торговлю, но и несли богатства и изобилие. Страбон пишет: «…царь Боспора Левкон I (388-348 гг. до н.э.) каждый год отправлял только из Феодосии в Афины 2 100 000 медимнов хлеба…» что равняется 87 500 тонн.
   Если принять во внимание все другие портовые города-посредники, в которые стекалось зерно с огромных территорий, то цифры эти значительно будут больше. В III в. до н.э. Римская империя разворачивает захватническую политику в Средиземноморье. Поставки зерна из Египта в Афины и Малую Азию контролируются Римом, фракийский хлеб намного дороже и доставка его сложнее. Поэтому не только полностью вся Эллада, но и другие страны Средиземноморья были зависимы от поставок хлеба из Северного Причерноморья. Такая ситуация эллинов устраивать не могла. Необходимо было ослабить Боспорское и Синдское государства и усилить влияние на их правителей. Сделано это было в национальном стиле сказочно богатых эллинов, путём интриг и подкупа. Им удалось поссорить между собой сыновей Пересада I – Сатира II и Евмела и подкупить сарматов, заселяющих в то время Таманский полуостров, для ведения военных действий против скифов. Расчет был по принципу: «когда два соседа дерутся - выигрывает третий, который это затеял». Сарматы выступили на стороне Евмела.

   Во всех исторических источниках IVв до н.э.-II в н.э. называются скифо-сарматским периодом. То есть, скифы и сарматы мирно сосуществовали или даже отожествлялись одним и тем же народом, хотя разница в традициях, в диалектах и в военных достижениях, конечно, была. Сарматы создали тяжелую конницу, прообраз будущих рыцарей. Всадники были защищены тяжелой металлической бронёй и шлёмами, и вооружены длинными прямыми мечами и четырёхметровыми копьями, которые крепились к лошади, чтобы в удар вкладывалась сила движения. Таким образом, на копье, возможно, было нанизать, несколько врагов. Это подробно описывает Плутарх в своих книгах «Лукулл» и «Помпея». Бронёй защищались даже кони. (Ш)Сарматы – это обобщённое название арийских народов, обитавших в степях Южного Урала, Средней Азии и между Волгой и Доном. Одна из трактовок самого слова: «С-АР-МАТ» - с-земли-матери, т. е. с Родины Ариев. « Государственный Эрмитаж. Скифо-Сарматский отдел музея. Что не экспонат, то диковинка! Если сосуд для вина, то больше чем у эллинов для воды. Если скифская шашлычница (на колёсиках), то на стадо баранов. Если меч сарматский, то двойной длины. А наконечники копий – что вертела для тушек врагов. У женщин в могилах вместо зеркал и сковородок – мечи да стрелы лежат…» - исследователь В.М. Амельченко.
   В 309г. до н.э. на Боспоре вспыхнула гражданская война. Сначала скифы разгромили противников, но при осаде меотской крепости Фат, в которой укрылся Евмел, погибает Сатир II , после чего сторонники Сатира терпят поражение. Брат Сатира Претан оказался бездарным полководцем и правителем, он растерял своих сторонников и был побеждён. Евмел приказал умертвить не только Претана, но и всех жён, детей и друзей Сатира и Претана. Лишь сын Сатира спасся и получил убежище при дворе царя Скифии Агара. Постепенно скифы были вытеснены сарматами с Таманского полуострова в Крым, где перемешались с таврами и в последствии так и назывались тавро-скифами (руссами). Это противостояние продолжалось до конца III века до н.э. Об этом говорят и клады обнаруженные при археологических раскопках в Анапе, датируемые 250-220 гг. до н.э. Найденные монеты чеканились в Пантикапее во времена Левкона II, большинство монет не имело следов потёртости, что говорит о том, что они не были в обращении и спрятаны были новыми. Деньги зарывали обычно в период военных действий или внутренних смут. Поэтому часть кладов были найдены в слое пожарищ. Сарматизация Таманского полуострова и Кубани закончилась к началу II века до н.э. Последняя битва за Северную Таврию происходила, согласно Полибию, в 179 году до н.э., но сарматам, вытеснившим скифов, завоевать Крым так и не удалось. Влияние Боспорского царства на азиатскую часть было утрачено. В Крыму образовалось новое тавроскифское царство Суреньжань со столицей Неаполь (Новгород) Скифский. Интересно, что поднепровские славяне выступили в этой борьбе на стороне скифов, то есть были их союзниками. Сарматы же ни в лесостепной зоне, ни тем более гористой местности такой силы уже не имели. То есть Великой Сарматии создано так и не было, хотя во всех библейских картах территория от Дуная до Каспийского моря обозначена Сарматией. (Ш)
   Экономическое развитие Горгиппии в начале II в. до н.э. приходит к упадку. Некоторые земледельческие поселения прекращают своё существование, новые образовываются ближе к воде, видимо, рыбный промысел становится более стабильным занятием.
   Раздробленный, ослабленный, но богатый Боспор становится лакомым кусочком и стратегически важным объектом для контроля всего Северного Причерноморья. В 110г. до н.э. тавроскифский царь Скилур облагает данью богатый Боспор – царя Пересада V (последнего из династии Спартокидов) и в тоже время оказывает давление на независимый Херсонес (юго-западный Крым), который управляется коллегией жрецов. В это время Понтийское государство (Малая Азия) во главе с Митридатом VI (Евпатором) было на вершине могущества и для Митридата просьба эллинизированной верхушки Херсонеса и Понтикапея к заморским «покровителям» о защите от скифского давления, была очень кстати. Экспансия на север и захват богатейшего Северного Причерноморья давала возможность Митридату создать военно-экономическую платформу для покорения могущественной Римской империи. К выполнению этого плана Митридат и приступил, послав своего полководца Диофанта для разгрома скифов и подчинения Боспорского царства. Но войско Диофанта было разбито, военная операция не удалась и в 107г. до н.э. скифы во главе с Савмаком убивают Перисада V, а Диофанту удалось бежать. (Малейшая измена обычаям, вере или интересам рода, у скифов каралась смертью. Легендарный скифский царь Анахарсис (VI в до н.э.), который открыл эллинам устройство гончарного круга и двузубого корабельного якоря, был убит братом Савлием за то, что симпатизировал эллинскому образу жизни. Такая же участь ждала царя Скила, который заявил что греческая культура лучше обычаев своего народа.) И хотя скиф Савмак успел отчеканить серебряные монеты и своим именем, правление его оказалось недолгим. Через полгода, в результате военного похода Митридата, скифы были разбиты и оттеснены вглубь полуострова. Митридат Евпатор начал войну с римлянами. Третий военный поход на Рим затянулся на десять лет. По словам Страбона в это время Боспор ему выплачивал дань в размере 200 талантов серебра (4074кг) и 180 000 медимов хлеба (7200т). Потерпев поражение от римлян, после третьего похода Митридат возвращается в Пантикапей. Но подготовка к новой войне прерывается. Точных данных о последних днях жизни легендарного Митридата нет. То ли тавроскифы совершили на диктатора нападение, то ли произошёл дворцовый переворот, то ли римляне добили своего врага, но так или иначе в 63г. до н.э. царем Боспора становится сын Митридата - Фарнак. Влияние Римской империи распространяется по всему Чёрному морю, пока в I в н.э. на западном побережье не образовывается сильное государство Дакия. Рим перебрасывает свои силы с северного побережья на западное. При археологических раскопках в Горгиппии и на Боспоре находили монеты Римской империи, кстати, невысокого качества изготовления. Боспорский царь Асандр (47-17 гг. до н.э.) проводил большие работы по укреплению Боспора. Им даже был построен грандиозный защитный вал с башнями.
   Исторических данных о подчинении Синдского государства Митридату нет. Сначала I в. до н.э. Горгиппия расцветает и благоустраивается. Строятся системы водопроводов, водостоков и водоотводящих каналов. Устройства колодцев мало, чем отличаются от тех, которые использовались в Римской империи. Возводятся храмы, общественные здания и дома богатых людей города. Расширяются торговые связи. Сельскохозяйственные усадьбы напоминают уже каменные укрепления с толщиной стен до 1,5м. Таковые были обнаружены археологами близ х. Рассвет и ст. Натухаевской. Датировались усадьбы Iв до н.э.- II в н.э. На одном из найденных в Анапе каменных блоков сохранились тексты двух рескриптов, изданных правителем Аспургом (15г.н.э.), в одном из которых он сообщает, что горгиппийцы освобождаются от налога в 1/11 на сельхозпродукцию. (Ш)
   Примечательно, что такой размер налога существовал, многие века и впоследствии был назван «десятиной». При очередной волне этнических завоеваний производитель морально ничего не терял, а приобретал более сильных покровителей. Поэтому в результате очередного военного нашествия тех или иных народов, менялась только правящая верхушка и владелец казны. Порой даже воинские сословия не уничтожались, а переподчинялись новым лидерам, при условии, если они были единоверцами.
   Такой «указ» свидетельствует, что основным занятием жителей Горгиппии было сельское хозяйство, где культивировались виноградарство, виноделие и зерновые культуры. Развиваются также в Горгиппии ремесла и промыслы. Меняются вкусы местных гончаров, художников и скульпторов. В монументальных надписях в I-IV вв. н.э., содержащих списки граждан, большинство сарматских имён, также много синдских, скифских и греческих.
   При высечении надписей разного содержания горгиппийцы пользовались греческим алфавитом, интересно, что у черкесов и адыгов эта манера письма оставалась вплоть до XIX в. На памятниках и плитах они высекали свои тексты, но греческими буквами. В России же в XVIII-XIX вв. вообще правилом хорошего тона у аристократии, считалось писать и говорить по-французски, что не уменьшало значимости родного языка. (Ш)

   Нельзя не отметить, что синтез культур на рубеже эпох наложил отпечаток на быт и сознание жителей Горгиппии. Статуя Неокла (правитель Горгиппии), воздвигнутая в 186г., вобрала в себя эллинскую форму (т.е. одежду, прическу) и скифское содержание (широкоскулое спокойное лицо и символ силы и мудрости в виде массивного обруча на шее, на концах которого головки змей и между ними - голова быка). Эллинизация западной Европы не обошла стороной и Северное Причерноморье. Помимо торгово-денежных отношений эллины привнесли с собой рабовладение, чего не было в славянской традиции ни до них, ни после. Также правилом хорошего тона у эллинов считался гомосексуализм, о чем подробно в деталях излагается в Ветхозаветной Библии. И главное, была подменена и извращена история наших предков летописцами и историками Эллады.
   В официальной истории встречается термин – «поклонение богам». Поклонялись в единобожии. В иудаизме - «господу», т.е. своему Господину, в христианстве – Христу, как сыну Всевышнего, в исламе – Аллаху и т. д. Ведическая культура же несла не религию как таковую, а философию гармоничного сосуществования человека, Природы и Космоса. Поэтому олицетворение Высших сил являлось монотеизмом и поклоняться одному или даже нескольким богам из многих, было бы кощунственно. Наши предки считали себя детьми Создателя и славили всех богов как своих прародителей. (Ш) Отсюда СЛАВЯНИН – славили «Ян» и «Инь», т.е. мужское и женское начало, зарождение жизненных энергий в т.ч., к примеру, Луну и Солнце. В Тибете и Индии сегодня много вероучений этого толка. «Велесова книга»: « И мы славу поющие богам, так и называемся славянами, мы никогда не просили ничего, лишь славу пели»,(1,4а). «А были русские – славянами, которые славу богам поют и оттого суть славяне» (III,8/2). «Ибо мы происходим от Даждьбога и стали славны, славя богов наших, и никогда не просили и не молили их о благе своём» (1.5а). (Ш) ПРАВОСЛАВИЕ – славили « Правь», т.е. мир светлых (небесных) богов. Православие впоследствии было извращено христианством и уже позже представлено как религия – «христианское православие». А народная вера (если её можно назвать верой) или истинное православие, получает ярлык – язычество. Поскольку «языги» - это есть народ, большой и воинственный, который являлся сородичами скифов и сарматов. В начале новой эры все эти народы объединялись общим мировоззрением и традициями. Позже язычниками, стали называть вообще все народы не иудо-христианской веры.
   Во II веке н.э. в Причерноморье стали появляться племена алан, отдельные из них дошли до Дуная. Они вытесняют постепенно на север роксоланов, которые в Приднепровье объединяются с племенами руссов под предводительством князя Кия, основавшего город Киев. В славянский союз Кия также вошли сарматские племена и крымские скифы. «Велесова книга» сообщает: « И так борясь мы познали силу свою и пошли от Голуни (столица Русколани) до Сурожской земли». (III,34). Нестор в «Повести временных лет» упоминает о выходе руссов к берегам Чёрного моря: «…Русь, иже живяху в Ексинопонте…». Археология этот период (конец II в.- III в. н.э.) на территории от Волыни до Северного Донца определяет как высокоразвитую Черняховскую культуру. Вновь образованное государство от Карпат до Волги называлось Русколань. Но не суждено было Русколани жить свободно. В середине 3 века н.э. на Причерноморье из Скандинавии нахлынули полчища готов (воинов Одина) в союзе с германскими племенами. «Велесова книга»: «А прежде силу имели великую и оборонялись от нашествия готов… шестьдесят лет. И тут ильмеры нас поддержали, и мы имели победы над врагами, которые десятерых королей имели». (I,2б). Но, несмотря на сопротивление в 237 году первым пал и был уничтожен г. Танаис (устье Дона). Готы заключают союз с аланами (самоназвание асы), территория которых включала в себя Северный Кавказ и степи от Дона до Волги. Они сразу завоёвывают скифский Крым и у Боспорского царства забирают флот для захвата римских владений. (Ш)
   В 242г готы наносят римлянам поражение под Филипполем и разоряют окрестные провинции. В 250г. переходят Дунай и в 251г. разбивают римскую армию, где в сражении погибает император Деций. В 257г. готы вместе с остготами захватили и разгромили Питуинт (Пицунда). Видимо в это же время непрошенные гости посетили и Горгиппию, о чём свидетельствуют следы пожарищ. Несмотря на жестокость готов и их военную мощь, Боспорские города были сохранены, о чём сообщают нам исторические источники. Но так или иначе экономическая и торговая жизнь Горгиппии, да и Боспорского царства была прервана. Люди оставляли прибрежные города и переселялись вглубь полуостровов. Так на Боспоре прекратили своё существование Нимфей и Мирмекий. Укреплённые усадьбы создают и жители Горгиппии. Так у ст. Раевской было обнаружено такое укреплённое поселение, обнесённое мощными каменными стенами и существовавшее в III-IV в. н.э. Найденные в нём боспорские монеты IV –го века, говорят о том, что жители этого поселения поддерживали торговые связи с Боспором. Такие же монеты были обнаружены при раскопах близ села Гайкодзор.
   А в это время на Востоке собиралась новая гроза. Тюркский народ хунну был раздроблён и выдавлен со своих территорий (современной Бурятии) китайским войском. Самые непокорные из них двинулись на запад, в поиске новых земель. Во II в. н.э. они сливаются с угорскими племенами Урала и Поволжья, образовывая этнос «гунны». За 200 лет они ассимилируются (их потомки мордва, коми, чуваши, мари) и осваивают Прикаспий. Славяне, бежавшие от готского нашествия, также сливаются с гуннами. Около 360 года начинается столкновения гуннов с соседями аланами (в то время мощное государство Кавказа). В результате 10-летнего военного конфликта, аланы были загнаны в горы. Готы готовились к встрече неприятеля на Дону, но гунны прошли по Кубани и из Тамани переправились в Крым. После чего через Перекоп ударили неприятеля с тыла. В Приазовье гунны устроили жестокую бойню, вызывая ужас и панику у врага. Готы обратились в бегство. Вся готская империя, державшаяся на мече и страхе, рухнула как карточный домик. Так 371г. Северное Причерноморья оказалось в руках гуннов. Перепуганные боспоряне сдались, города были разграблены, а жители разбежались, не имея сил противостоять натиску воинственных гуннов. (Ш).
   Новая гуннская империя, образованная от Дуная до Урала, по принципу построения отличалась от готской. Если готы с покоренных народов силой выколачивали дань, то гунны, страшные для врагов, внутри своей державы установили гуманные порядки. Не было расовой, национальной, племенной или религиозной дискриминации. Сарматские, славянские племена, невольно вошедшие в состав империи, вскоре сами гордо называли себя «гуннами». Справедливость царей, честность и неподкупность судей, легкие налоги создавали условия для добровольного перехода в состав гуннской империи. Беглые римляне и византийцы предпочитали справедливость «варваров», - беззаконию своих императоров и чиновников. Они тоже становились полноправными «гуннами», обучая новых «соплеменников» постройке осадных машин и другой передовой военной технике того времени. (Ш)

   В этом месте на истории Боспорского царства и древней Анапы можно было бы поставить точку, но есть ещё несколько штрихов. Население Северного Причерноморья уходило от захватчиков в труднодоступные места, спасая свои традиции обычаи и веру. Потомки Великой Скифии в менее благоприятных условиях, на горных склонах занимались скотоводством, обрабатывали земли, выращивали сады и виноградники, сохраняя свою самобытность, свободолюбивость и независимость. А разоренная Горгиппия не прекратила своего существования, просто Византии и Риму было в то время не до исторического творчества. А летописи наших предков II-XVII вв. до сих пор находятся за «семи печатями».
   При раскопках одного из некрополя в Анапе было обнаружено краснолаковое блюдо, с вдавленным штампом узором в виде креста, которое датировалось уже 5в н.э. Город не был брошен и обычаи захоронений остались те же, да и оставлять могилы своих предков было не в славянской традиции.
   В трудах «Житие св. Стефана Сурожского» описывается, что в конце VIII в. русский князь Бравлин из Новгорода Скифского совершил нападение на восточно-крымский город Сурож… Поход русского князя Бравлина в Крыму не случайность. Даже после распада империи гуннов в 6в. и расширения влияния иудейской Хазарии на Северном Кавказе и Крыму в VII-IX вв., не изменило состав населения Крыма, Прикубанья, да и всего Северного Причерноморья. Хотя названия народов продолжали меняться и в их состав вливались пришельцы (готы, славяне, гунны, хазары и т.д.), они ассимилировались в течение десятилетий, привнося свою культуру, традиции и обычаи. Тмутаракань – никак не связана ни с тьмой, ни с тараканами. Предшествующее название поселения Таматарха, а точнее, от сарматского «Тамга Тар-Хан». Где «Тамга» сакральный символ сарматов, «тар» - область управления, «хан» - славянский правитель. (Позже из Византии было принято слово князь). Аналог: «Ас» - воин, «Тар» - область, территория, «Хан» - правитель. Астархан – Астрахань. (Ш)
   Киевский князь Святослав, не преследуя цели захвата новых территорий (т.к. по вере народ был един), выбивает с Таманского полуострова хазар, возглавляя со своей дружиной борьбу живущего здесь народа. (Хазарский каганат был иудейской веры). Позже, принимая христианство, Киев сталкивается с вооружённым противостоянием со всеми сородичами, в том числе и на Таманском полуострове. И к 12 веку киевляне своё влияние здесь потеряли. (Ш)
   Зихи, джиги, керкеты, тореты, косоги и т.д., у кого как язык позволял называть один и тот же народ, ставший впоследствии черкесами - адыгами. Эти народы унесли с собой в горы славянские обычаи, традиции, культуру, веру спрятали, и как могли сохранили.

   А нас, потомков Великой Скифии, ждала другая участь…
   На протяжении целого тысячелетия древнерусские летописи тщательно выявлялись, уничтожались и прятались. Но придёт время, когда скрытая история наших предков будет представлена яркими страницами многих тысячелетий.

   Веки мы слепцами были,
   И, как жалкие слепцы,
   Мы блуждали, мы бродили
   Разбрелись во все концы.

   А случалось ли порою
   Нам столкнуться как-нибудь,
   Кровь не раз лилась рекою,
   Меч терзал родную грудь.

   И вражды безумной семя
   Плод вторичный принесло:
   Не одно погибло племя
   Иль в чужбину отошло.

   Иноверец, иноземец
   Нас раздвинул, разломил:
   Тех обезъязычил немец,
   Этих – турок осрамил.

   Вот среди сей ночи тёмной,
   Здесь, на русских высотах
   Добрый муж рукою скромно
   Засветил маяк впотьмах.

   О, какими вдруг лучами
   Озарились все края!
   Обличилась перед нами
   Вся Славянская земля!

   Горы, степи и поморья
   День чудесный осиял,
   От Невы до Черногорья,
   От Карпатов за Урал..

   …И наречий братских звуки
   Вновь понятны стали нам, -
   Наяву увидят внуки
   То, что снилося отцам!

       Тютчев Ф.И. (26.08.1841г.)


   (Ш) - Павел Владимирович Шейкин

   На основе бесед и материалов сайта историка, анапчанина Евгения Александровича Гладилина ( http://www.rojdenierus.ru/ - Возвращенная Русь).

Используются технологии uCoz