Черноморский Ясон Попытка воссоздания краткой биографии вождя аргонавтов Ясона, уроженца Приазовья, в одном ряду моих попыток восстановить анапских Прометея, Геракла, Ахилла. Еще один возвращенный фрагмент украденной у анапчан подлинной истории. Причем выдумывать, натягивать «анапский лоскут» на «греческое одеяло» не приходится. Все местное уже прописано у древних. Справедливости ради давно пора Ясону вернуться на малую Родину. Ас он, Ясон, из приазовских ясоаланов. Эти три слова одинаково пишутся греками. Доказательства собраны Р. Грейвсом в своде «Греческие мифы». «Ясон» — прозвище Диомеда, данное ему явно по его этническому происхождению от отца Эсона, царя осов. Диомед получил новое имя, когда явился за троном к дяде, царю Пелию, одетым в варварскую пеструю шкуру, вооруженным двумя копьями с широкими наконечниками и обутым в одну сандалию на левой ноге. Воины Этолии (надо полагать — Алании), по Макробию в походе обували только левую ногу, что было удобно для стремян, болот и песка приазовских берегов. По мифу, сандалию Ясон потерял при переходе через реку Ана-бр (Ан-абр, Анаба, Ана-бурун, Ана-мыс). Возможные этимологии: с адыгейского «абр» — камень, с ногайско-татарского «бурун» — река. Ясона, наследника трона, по обычаю, подвергают испытанию: найти и доставить на родину священного золоторунного барашка, рожденного от Морского Царя Теотанией (богиней Тана, т. е. Дона) на острове Кремиссы (возможно Кремны, ныне Славянск-на-Кубани). Этого барашка спасал от волка Атамант, затем он попал на Кавказ, где был принесен в жертву богам. Известно от Страбона и других, что источником легенды о золотом руне было использование в древних технологиях золотодобычи овечьей шкуры для улавливания золотого песка горных рек, применяемых и сегодня, и только на Кавказе. Кораблестроитель Apr построил пентоконтеру, пятидесяти весельный, до 3-х узлов хода корабль в гавани Пагасы. Замечу, что позже византийский император X века Константин Багрянородный в одном из сочинений помещает «Паги (возможно Баги, Баты) в Зихии (Черкессии) за Таматархой (Таманью)». Дуб для корабля был взят с горы Осса (Осетии-Алании). Ясон со всех концов света набрал команду. Авторы аргонавтик дают до 67 имен флибустьеров. Среди грецизированных имен есть и скифские. В бурю «Арго» прибило по правому борту к острову «Ана-фа», т. е. Анапы. Животных для жертвы богам у них не оказалось, и аргонавты на «горячие поленья костра совершили возлияния водой. 12 девушек, бывших с ними, смеялись над этим». В ответ герои стали «распускать руки». «Этот обычай сохранился до сих пор в обряде праздника осени в Анапе, праздника кущей», — пишет Аполлоний Родосский. Прибыв ко двору царя Колхиды Ээта, Ясон предложил царю за руно привести под царскую руку савроматов. Это обстоятельство позволяет «привязать» Ясона к ясоаланам — сарматам. Обильная черкесская этнография мифа: по прибытии Ясон совершает возлияние смеси вина и меда в честь местных богов, куначество, аталычество, обряд похорон, использование можжевеловых капель для усыпления «дракона», охранявшего в священной роще на священном дубе «золотое руно» и другое — доказывает местное происхождение эпоса. Набег в «златообильную Колхиду» был удачным. За аргонавтами в погоню устремился брат похищенной Ясоном Медеи Апсирт («апсуа», самоназвание колхов, т. е. абхазов, морских солнцепоклонников и «сирт» — сарт, купец). Апсирт перехватил Ясона в районе тогдашнего таманского архипелага. Ясон заманил Апсирта (есть вариант: взял на абордаж) на «Арго» и убил его, разбросав по морю разрубленное на куски тело. Ээт — отец, шедший в кильватере, собрав части тела сына, повернул назад, чтобы «похоронить до захода солнца» по законам гор в Томах, т. е. в Тамани. Ясон, по Аполлонию, «обогнул Ана-гору и мыс на Кавказе, прошел мимо Лаврийской равнины синдов, где река делится на два рукава, впадающие в то и другое моря», и укрылся в плавнях от погонщиков. Это точное описание нашего палеоландшафта и первое упоминание в письменном источнике нашей местности. Такова подлинная, реальная, очищенная от «мифологизма» дорога «Арго», дорога «арьев». А престарелый, одинокий изгой Ясон бродит от города к городу, презираемый всеми, и погибает, случайно придавленный кормой сгнившего «Арго». Золотое руно стало вечным символом недостижимой цели, комбинацией двух солнечных знаков стремления к ней: овен — жертва и золото — солнечный металл. Виктор Чащин, историк-краевед |